Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Способность
создавать то, чего не было раньше, ковать из железа, работать
с огнем, с древних времен вызвала в людях отношение к представителям
кузнечного ремесла как к людям загадочным, в чем-то мистическим.
Легенды и предания о кузнецах сохранились в народном творчестве
всех народов, начиная от египтян времен фараонов, древних греков
и скандинавов, и заканчивая Киевской Русью.
Мифический Гефест (он же Вулкан у римлян) – бог огня и кузнечного
дела – был почитаем на Олимпе наравне с другими богами, несмотря
на суровость и внешнюю непривлекательность. Именно Гефест возводил
золотые дворцы для небожителей, выковывал крылатые сандалии Гермеса,
щит и шлем Афины Паллады, доспехи героя Ахилла. Так, даже в древнегреческих
мифах подчеркивалась важность и необходимость создаваемых кузнецами
предметов.
Божии кузнецы Козьма и Дамиан
Святых Козьму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные
считали их своими покровителями, и потому считали грехом работать
в своих мастерских в день памяти святых.
Во многих местах в честь Козьмы и Дамиана велся обычай изготовлять
к 1 (14) ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них
деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим.
Как Божьим кузнецам свв. Козьме и Дамиану народная фантазия приписывала
в качестве важнейшего атрибута кузнечный молот, а также назначала
их небесными покровителями браков. Сковать свадьбу — значит утвердить
те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают
на себя вступающие в супружество.
По народному представлению, в конце осени сам Козьма-Демьян приходит
«с гвоздем», «с мостом», «заковывает» землю и воду, и сама «зима
представляется мифическим кузнецом», поскольку «сковывает и оцепеняет
природу». Возможно, поэтому появилась традиция праздновать 14
ноября День Кузнеца, с традиционным поздравлением
« На дворе ледок – кузнецу медок!»
|