Московская область,
г. Сергиев Посад,
ул. Строительная, 1Б.
показать на карте

тел: 8 926 113 64 40

e-mail: saenko@KuznicaSP.ru

 
 



МЕТАЛЛОМОРФИЗМ - СПЛАВ ОГНЯ, МЕТАЛЛА И ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА

Группа дизайнеров, кузнецов и художников по металлу из Сергиева Посада создала новое направление в области художественной обработки металла, получившее название "металломорфизм", образованное в результате слияния слов "металл" и "метаморфозы". Металломорфизм трактуется как изменчивость форм металла: одиночные скульптуры из металла, переходящие в настенные элементы декора, мотивы, которых повторяются в форме интерьерной ковки и в виде акцентов на различных предметах внутреннего и внешнего убранства владений. Инициатор и идеолог нового концепта - Виктор Михайлович Саенко, владелец "Кузницы Сергиев Посад".

НЕОБЫЧНЫЕ ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОВКИ

Несколько лет назад традиционная художественная ковка вновь стала популярной в среде респектабельных людей, но заказчики теперь все чаще запрашивают что-нибудь "кованое, но необычное"! В процессе разработки направления металломорфизма задача изобрести то, чего раньше не было, как таковая не ставилась - в ковке очень сложно придумать что-то инновационное, поскольку это старинное ремесло со своими устоявшимися многовековыми законами. Это как раз тот случай, когда лучше копнуть историю, вместо того, чтобы экспериментировать.
Тема металломорфизма была сформулирована в начале 2009 года в результате тщательного отбора множества различных идей и их взвешенной оценки. Дизайнерские изыски наподобие обездушенного хай-тека были неприемлемы, курьезные сочетания ковки и пластика - тем более. Дизайнеры, художники и кузнецы искали новые фактуры, стилистические ноты, созвучные образу жизни современного человека, и одновременно то, что можно с успехом сочетать с проверенными веками технологиями кузнечного ремесла. Выразительные, но понятные. Актуальные, но при этом как бы вне времени. Непосредственные и, в то же время, продуманные до нюансов. Мотивы, формы и элементы, создающие целостные композиции, в которых присутствуют и чувство меры и пропорций, и фактурность, и ясная эстетика, и собственное звучание. Всё то, что можно с уверенностью назвать мастерскими, авторскими, художественными работами. Хорошо известно, что изделия ручной ковки - это то, что с годами приобретает все большую ценность. Это и есть первый критерий отбора идей - долговечность вкупе с очевидной функциональностью, а не просто декоративность и сиюминутная популярность.
Второй критерий - способность кованых изделий, изделий из металла, решить задачу объединения различных предметов интерьера и элементов оформления территорий, создание единого стилистического ритма. Третий - и главный критерий - это неповторимость, наличие четко определяемого почерка мастера, высокая степень индивидуализации, особые авторские художественные приемы обработки металла, в том числе в его сочетании с хрусталем, стеклом, деревом, керамикой.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ

В работах Юрия Невоструева и Натальи Кафтайловой можно найти великолепные элементы экостиля. Это не просто вариации на тему цветов, листочков и веточек, а динамически сложные - выразительнейшие природные формы, удивительным образом закованные в металл.
В работах Кузьмы Ткача, используются собственные авторские технологии художественной ковки, применяется уникальная технология гончарных приемов, переложенная на металл. Это очень трудная, кропотливая работа, но результат того стоит. Возможно, поэтому скульптуры и композиции Кузьмы Ткача несут необыкновенную энергетику, эмоционально насыщенны.

Работы дизайнера Вадима Бебы отличаются своего рода "аэродинамикой", создают эффект увеличения и расширения пространства, как бы наполняют его воздухом, полны движения... Можно долго перечислять особенности работ художников и дизайнеров, вовлеченных в идею металломорфизма, равно как и говорить о самой стихии металла. Вторая же составляющая металломорфизма не столько уникальность, сколько практичность - возможность, как в дореволюционные времена, обратиться к "господину оформителю" и решить весь комплекс вопросов, связанных с декорированием и устройством пространства.

СОПРИЧАСТНОСТЬ К ВНУТРЕННЕМУ МИРУ ЧЕЛОВЕКА

Сейчас все больше и больше становится важным подчеркнуть значительность человеческой личности. Какие черты характера позволяют человеку достигать высот в обществе? Что есть стержень человека? Надо сказать, что эти вопросы волнуют не только "уважаемую публику", но и отдельно взятого человека. Умение выразить себя, независимость, харизматичность - всё это характеристики людей, достигших определенного успеха в современном обществе. Очевидно, что соответствующая атрибутика, в том числе дом и предметы интерьера - это уже не просто внешнее окружение человека, не только "достойная упаковка", а действительно продолжение "Я". Общество всё больше и больше расслаивается, и этот процесс не остановить. Так что, кто-то будет жить в мире штамповок, в том числе дорогих и модных, но пустых и недолговечных. А кто-то - в мире, где каждая вещь соответствует образу жизни и характеру ее обладателя и имеет при этом настоящую ценность. В этом и есть суть металломорфизма - гармоничное созвучие форм, отражение мыслей и чувств, воплощение в окружающем пространстве тональностей настроения владельца дома, его эмоций, порывов, и идей - сопричастность к внутреннему миру человека.
v Константин БЕРГ